Баровые рабочие органы изначально применяли в горно-шахтном деле на врубовых машинах в конце XIX в. В практике земляных работ с конца XIX столетия баровые машины начали использовать на строительстве железных дорог. Бары – рабочие органы врубовых машин начали монтировать на тракторы и гусеничные самоходные шасси. Позже эти машины нашли широкое применение в коммунальном хозяйстве и строительстве для нарезки траншей при прокладке трубопроводов, кабелей и прочих инженерных сооружений. Вместе с этим уменьшалось использование врубовых машин в горном деле.
По разным видам оборудования машины с баровым органом называют по-разному: цепным, траншейным экскаватором, скребковым агрегатом, асфальторезом, канавокопателем, грунторезом или баровой машиной.
Рабочий орган – бар состоит из направляющей рамы и режущей кулачковой цепи с зубьями. В зависимости от числа планок, соединяющих кулаки, различают одно- или двухпланочные режущие цепи. При отсутствии планок и шарнирном соединении кулаков цепи именуют беспланочными.
При работе бар движется в вертикальной плоскости при поступательном перемещении всей машины, в результате чего грунт разрушается и выносится цепью на поверхность. Вынесенный на поверхность грунт отодвигают шнековым транспортером в стороны от траншеи.
Баровые грунторезные машины применяют для выполнения следующих работ:
- нарезка щелей в мерзлых и твердых грунтах при рытье траншей и котлованов;
- нарезка узких траншей (при работе одним баром), предназначенных для укладки линий связи и электрокабелей;
- резка известняков и песчаников;
- вырезка блоков вокруг древесных насаждений при их зимней пересадке;
- разрушение козырьков мерзлого грунта.
Скорость экскавации материала из траншеи с помощью специализированного траншейного экскаватора может быть в шесть раз выше скорости обычного экскаватора. Более того, траншейный экскаватор извлекает материала ровно столько, сколько нужно для прокладки трубопровода, оставляя траншею чистой, уже полностью готовой к окончательной прокладке труб или кабелей. Наконец, извлекаемый таким экскаватором материал имеет однородную по размерам частиц структуру, и его можно использовать для обратной засыпки, тогда как материал, извлекаемый обычным экскаватором, может содержать большие глыбы, требующие дополнительного разрушения. Эти преимущества обеспечивают высокую, в 4...5 раз больше по сравнению с традиционной технологией производительность и соответственно рентабельность специализированных траншеекопателей там, где имеются достаточные объемы работ.
В строительстве применяют баровые машины различных модификаций, нарезающие 1...3 щели шириной 140...500 мм и глубиной от 1 до 6 м. Скорость нарезания в зависимости от числа щелей, условий резания и крепости разрабатываемого грунта или породы – 2...1000 м/ч. Наиболее эффективными баровыми машинами, применяемыми в строительстве, являются машины, оснащенные зубьями и баровыми цепями повышенной прочности, а также с ходоуменьшителями базовой машины, штыбоотбрасывателями, шнеками и другими гидравлическими системами управления и привода.
Для разных видов грунтов баровые навесы могут различаться конструкцией приводных механизмов. Привод цепи обычно осуществляется от гидросистемы трактора или механически от заднего ВОМ базового трактора. Крайне редко используют электрический и комбинированный приводы.
В качестве базового шасси для коммунального хозяйства обычно используют колесные универсальные тракторы «Беларус», ЗТМ, ЛТЗ, ЮМЗ или мини-погрузчики с бортовым поворотом отечественного и иностранного производства на гусеничном или пневмоколесном ходу. На полевых и строительных работах с большими объемами работ чаще всего применяют шасси ХТЗ Т-150К и гусеничных тракторов ЧТЗ и ВгТЗ.
Основу парка баровых траншеекопателей в России составляют машины на базе колесных тракторов тяговых классов 0,9 и 1,4 с бульдозерным оборудованием. Такая популярность объясняется распространенностью тракторов «Беларус», ЛТЗ, ЮМЗ и ЗТМ в коммунальном и дорожном строительстве и наличием достаточной материальной базы. Удобство использования, равно как и большой износ оборудования на колесном тракторе, может ограничиваться только отсутствием ходоуменьшителя и невозможностью регулировки скорости движения режущей цепи. Траншейные агрегаты на шасси гусеничных тракторов целесообразно использовать при подготовке строительных площадок, для нарезки траншей при прокладке трубопроводов и инженерных сооружений. Основные базовые тракторы – ЧТЗ Т-170, Т-10 и ДТ-75 Волгоградского тракторного завода. Использование гусеничных тракторов с гидравлическим выводом позволяет увеличить производительность за счет установки гидроходоуменьшителя, и, как следствие, появляется возможность нарезать щели непосредственно при движении трактора. Масса навесного грунторезного оборудования в зависимости от типа привода, наличия регулятора скорости, размеров и производительности – в пределах 0,7...2,8 т.
ООО "АвтоРесурс" реализует специализированную, промышленную, агропромышленную и сельскохозяйственную технику по ценам ниже заводов изготовителей. Поставки осуществляются во все регионы Российской Федерации.